Есть в священном городе Харидвар знаменитый индуистский храм Манса Деви, посвященный разумеется, богине Манса. Стоит этот храм на вершине горы Bilwa Parvat, что находится среди шиваликских холмов (Sivalik Hills) в южной горной цепи великих Гималаев.
Будучи в тридцати километрах от древнего Харидвара, мы вот уже неделю пытались запланировать поездку туда, но в Индии так не работает. Все планы всегда летят в тар-тарары. Сущее само знает ЧТО тебе нужно в данный конкретный момент. Можно сопротивляться этому и говорить, что это не так, и вы просто инфантильные людишки, и продолжать упорно биться головой в закрытую дверь, пока не разобьете ее в щепки. А можно просто расслабиться и получать удовольствие от происходящего вокруг театра жизни.
Так или иначе, но ко второй недели пребывания в Ришикеше нам потихоньку удалось расслабиться и принять происходящее.
И вот однажды мы проснулись, попрактиковали, позавтракали и поняли, что сегодня мы едем в Харидвар. Да, сейчас в Ришикеше были наши друзья, которые тоже хотели поехать в Харидвар, но вот сегодня у них экадаши и мауна, и они молчат и медитируют. И да, мы бы с радостью поехали в столь чудесной компании, но сегодня никак. Может быть завтра, а может и нет... И вот тут встает вопрос: кто такие мы и что есть СУЩЕЕ, чтобы сопротивляться всему тому, что говорило ехать именно сегодня?!
Артем сказал хорош рассуждать, едем! И мы поехали.
Шелендер (наш учитель йоги в Ришикеше) рекомендовал к посещению храм Чанди Деви, да с оговоркой не перепутать с храмом на противоположной стороне реки Манса Деви! Мол, рикши всегда путают. В общем помните, дитям - мороженое, бабе - цветы! Вот только он не уточнил где "бабы", а где "дети", ну то есть не сказал с какой именно стороны реки стоит нужный нам храм.
Поэтому в самом конце своего повествования я оставила карту с отметками. Кому интересно - посмотрите.
Поэтому в самом конце своего повествования я оставила карту с отметками. Кому интересно - посмотрите.
Итак, мы долго и нудно торговались с рикшей, и также долго объясняли куда нас отвезти, объясняя словами, жестами и тыкая ему в лицо бумажкой с иероглифами (но кто ж гарантирует что на десяток рикш попадется хоть один читающий?!).
Итогом наших переговоров стала стоимость поездки в 500 рупий и уверенность, что доставят куда нужно.
Итогом наших переговоров стала стоимость поездки в 500 рупий и уверенность, что доставят куда нужно.
Потом последовали сорок минут пыльной и шумной поездки, которая, казалось, не закончится никогда, и мы на месте. Прибыли, конечно же, не туда. Правда поняли это почти наверху.
Короче говоря, рикша привез нас в Харидвар и махнул рукой в сторону моста: перейдете через реку, потом рынок, потом чуть вверх и там фуникулер, а потом храм.
Ну и мы пошли. Если в Ришикеше к белым людям попривыкли, то тут народ менее избалованный, поэтому и пальцем в нас тыкали, и вожделенно глазели, ну и вообще. В славном городе Харидвар было не очень уютно.
В кассу стояли минут 20, на фуникулер не меньше. Но нам повезло! :)
На кассе нас ждал небольшой сюрприз, оказывается можно купить билет не только на фуникулер в Манса Деви, но также и на другой фуникулер в храм Чанди Деви. А можно и туда, и туда вместе. Мы оценили ситуацию с очередью, со временем на часах и тем, что обратно тоже ехать, решили идти только в Манса Деви. Раз уж привела судьба именно в этот храм, то сопротивляться не будем.
В кабинку фуникулера сажают максимум четыре человека. К семье из трех человек никого не подсаживают. И вот едем мы в немного проржавевшей кабинке и понимаем, что только ради вида уже стоило приехать сюда. Дух захватывает, а сердце радуется. Кстати, Алиса была в полнейшем восторге и уже простила нам эту долгую тряску на тук-туке и огромную очередь.
Кстати, длина канатной дороги составляет 540 метров, а высота охватывает 178 метров. В обычный день, храм открыт с 8:00 утра до 17:00, а с 12:00 до 14:00 закрывается на обед.
Этот храм известен среди верующих как святая обитель богини Манасы, повелительницы змей и исполнительницы всех желаний. По легенде она явилась в мир из мыслеобразов Господа Шивы. Загадывая свои желания верующие повязывают особые нити на ветвях дерева, расположенного в храме. А после исполнения желаний, люди возвращаются и снимают свои нити. Для того, чтобы задобрить богиню преданные предлагают ей кокосы, фрукты, гирлянды и благовония.
Главная святыня храма установлена где-то в центре и выглядит как божество с тремя лицами и восемью руками.
Всю эту информацию нам довелось выяснить уже дома, с помощью поисковика, а Мансу мы не видели.
Выходишь из фуникулера полный высоких впечатлений и попадаешь вот так сразу на "базарную" площадь.
Ощущения, что это храм, нет совсем! Всюду лавки и лавочки со сладостями, иконками, цветами и прочей чепухой для обрядов. Но это пустяки. Мы купили одну плошечку для освящения прасада, чтобы не сильно выделяться:) Сдали свою обувь на хранение, за это, разумеется, тоже платят и пошли к главному входу.
То, что это главный вход, понять сложно. Просто основной поток пошел туда, а мы за ним.
Маленькие бинди из набора все приклеивают к вывеске над входом.
Мы наивные белые люди, совсем забыли, что тут за все нужно платить, ээ... в смысле жертвовать:) И совсем не разменяли деньги, так что с собой были только купюры по 100 рупий. И вот на первом же брамине нам открывается картина маслом! Мимо него никак не пройти, проход узкий, и все стоят в очереди.
Впереди идущие индусы кладут за благославение примерно 10 рупий, он окропляет их и ставит точку на лбу. Идем мы. Брамин ставит точку на лбу Артему, мне и Алисе. Артем кладет 100 рупий. Брамин хватает его за руку и так заискивающе, и в тоже время осуждающе, говорит, что вот за жену и дочку положить нужно. Артем отвечает, что уже положил за всех. Тогда брамин грозит, что нужно положить по бумажке за каждое благославение, иначе не работает, боженька по другому не понимает. Артем тоже в праведном гневе напирает, что боженьке вообще все равно сколько бумажек получит брамин: одну по 100 рупий или три по 10 рупий, и что он - БОГ - и вовсе без всяких бумажек готов благославлять, ему не жалко. Брамин в шоке обиженно бормочет что-то под нос, но нехотя окропляет нас водой и отпускает с миром.
В этот момент, на примере индуистской религии в целом и в этом храме в частности, мы ясно увидели, какой рынок устроили служители храмов под благочестивым прикрытием веры и надавливая на самые больные человеческие темы любви, морали, благосостояния и здоровья.
В этот момент, на примере индуистской религии в целом и в этом храме в частности, мы ясно увидели, какой рынок устроили служители храмов под благочестивым прикрытием веры и надавливая на самые больные человеческие темы любви, морали, благосостояния и здоровья.
С год назад мы посмотрели чудный индийский фильм 2012 года OMG: Oh My God!. В российском прокате он вышел с названием Невероятная история. Настоятельно рекомендуем к просмотру. Первые 40 минут весьма и весьма затянуты и если вы выдержите их, то вас ждет награда в виде острого юмора по части веры и представителей бога на земле.
Так вот, нам довелось в концентрированном виде прочувствовать все, о чем говорится в фильме, и что в принципе происходит во многих христианских храмах нашей страны.
Особенно ясно это ощущается, когда пелена слов и действий, понятных в твоем мире, сброшена и все тоже самое показано тебе в другом антураже. Как говорится, в своем глазу соринку сложно заметить, а вот в чужооом...
И так шли мы в общем потоке, отстранено наблюдая происходящее. Вот стоит бог Ганеш и, чтобы он услышал заветную молитву, нужно кинуть ему монетки и дождаться пока повяжут ниточку. А вот Хануман: тут за купюру тебе стучат странным молотом из ткани по голове и по спине - это значит, что теперь твои просьбы не останутся без ответа. Ну и дальше множество неизвестных мне богов и соответствующих действий.
В этом суетливом состоянии люди еще успевают молиться и ощутить божественное прикосновение.
Тут то и задаешься вопросом, а нужно ли куда-то идти, чтобы ощутить его?!
В какой-то момент судорожно захотелось вырваться из этого хаоса и мы спешно вышли из храма, оказавшись на смотровой площадке.
Холмы, подпирающие небосвод, широкая река, разливающаяся на множество русел, и бесконечная равнина, растворяющаяся вдали... Вот тут ты и ощущаешь величие того, благодаря чему все мы существуем. И как бы не называли это разные народы, и как бы ни молились при этом - оно неизменно.
Холмы, подпирающие небосвод, широкая река, разливающаяся на множество русел, и бесконечная равнина, растворяющаяся вдали... Вот тут ты и ощущаешь величие того, благодаря чему все мы существуем. И как бы не называли это разные народы, и как бы ни молились при этом - оно неизменно.
Обратная поездка домой в Ришикеш прошла в задумчивом молчании. Каждый думал о своем, но никто из нас не жалел, что в Харидвар мы поехали именно сегодня и что попали именно в храм Манса Деви.
P.S.: Возвращаясь к вопросу, стоит ли простому практикующему туристу ехать в Харидвар в храм Манса Деви отвечу: если вы остановились неподалеку, то определенно стоит! Чудная поездка на фуникулере и несравненные виды усладят вашу душу))
Лучше ли было бы поехать в Чанди Деви? Возможно. Но мы туда так и не попали.
Ниже привожу карту для интересующихся где же находится храм Манса Деви (с правой стороны от Ганги вниз по течению), а где храм Чанди Деви (с левой стороны от Ганги).
Если нажать на картинку, попадете на большую карту Google
Лучше ли было бы поехать в Чанди Деви? Возможно. Но мы туда так и не попали.
Ниже привожу карту для интересующихся где же находится храм Манса Деви (с правой стороны от Ганги вниз по течению), а где храм Чанди Деви (с левой стороны от Ганги).
Если нажать на картинку, попадете на большую карту Google
Наша группа в апреле 2018 года посещала оба храма в Харидваре. И определённо Чанди Деви много интереснее, чем Манси Деви.
ОтветитьУдалить