Вдохновленная инсталляцией Gleaming lights of the souls / блестящие огни душ, которую я увидела в датском Музее современного искусства Луизиана, я решила непременно узнать о Yayoi Kusama - авторе этого невероятного творения побольше. После продолжительных поисков я наткнулась на замечательнейший пост о ней. Кому интересно читаем, смотрим, вдохновляемся:)
Яёи Кусама – выдающаяся фигура эпохи расцвета контркультуры в США, чьи мягкие скульптуры в разноцветный горошек стали одним из символов психоделических 60-х. Ее творчество определяют как «пост-гипнотическое» и относят к поп-арту, оп-арту, нео-реализму и минимализму. “Я одержимый художник. Люди могут называть меня как угодно, я же считаю себя еретиком в арт-мире. Когда я создаю свои работы, я не думаю ни о чем другом, находясь во власти одержимости, которая захватила мое тело. Мои произведения – плоды моего психического расстройства. Если бы не творчество, я бы давно покончила с собой”, - говорит 80-летняя Кусама. Она уже много лет живет при психиатрической лечебнице в Токио и является самой дорогой из современных художниц.
Яёи Кусама (Yayoi Kusama) родилась в 1929 году в в Мацумото, в японских Альпах. Воспитывала ее мать, строгая и деспотичная бизнес-вумен. Отец был бабником и часто исчезал из дома, он был мягкосердечным человеком и находился в абсолютной финансовой зависимости от жены. В конце концов, отец завел роман с гейшей и переехал к ней в Токио. Властная мать часто била девочку, указывала, что делать и что носить, не было и дня, чтобы она не жалела о том, что дочь появилась на свет. Атмофера в доме была напряженная и угнетающая, а Яёи чувствовала себя загнанной в угол. В 10 лет у нее впервые случился приступ галлюцинаций: «Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась. Я знала, что должна бежать прочь, чтобы чары красных цветов не лишили меня жизни. Я в отчаянии побежала вверх по лестнице. Ступеньки стали разрушаться под моими ногами, и я упала с лестницы, повредив ногу». С тех пор девочка стала видеть различные видения, самым главным из которых стал узор в горошек.
Яёи начала посещать психатра, именно он посоветовал ей заняться рисованием в качестве терапии. Несмотря на то, что мать сама коллекционировала произведения искусства, она яростно протестовала против нового увлечения дочери. В припадках гнева она неоднократно уничтожала ее рисунки и скульптуры. Когда девочка подросла, мать собралась выдать ее замуж за богатого молодого человека, с которым Яёи даже не встречалась. Искусство стало для нее спасением. В нем находили выражение те навязчивые образы, которыми полнилось ее сознание. Наперекор матери Яёи поступила в Киотскую муниципальную школу искусств и ремесел, а в 1950 году она перешла от традиционной японской живописи «нихонга» к абстрактным формам. Еще через год по мотивам своих галлюцинаций она стала рисовать миниатюрные работы на бумаге пастелью, гуашью и чернилами. За пять лет она создала больше тысячи таких произведений.
Однажды Яёи Кусама наткнулась в магазине на старую книгу с репродукциями Джорджии О'Кифф, ее картины потрясли молодую художницу. Она специально поехала в Посольство США в Токио, чтобы найти адресс Джорджии. Написав ей письмо, она почти не надеялась на ответ, но он все-таки последовал. Продолжительная переписка между ними окончателньо укрепила Яёи в решении уехать в США, подальше от жестокой матери и консервативного настроенных японских арт-кругов. Перед отъездом мать дала девушке миллион йен и сказала никогда больше не переступать порог ее дома. Яёи Кусама уничтожила почти все свои ранние работы, так как они несли в себе отпечаток ее страданий и болезни, в Америку она взяла только несколько рисунков в надежде, что там ее ждет новый этап творчества. В 1957 году 28-летняя Яёи Кусам прилетела в Нью-Йорк. Она едва говорила по-английски, не имела никаких связей, но была полна решимости больше никогда не возвращаться на родину.
В США в то время на пике популярности находился абстракционизм, акционизм и поп-арт, а главными героями были Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Энди Уорхол. Лучшим другом и поклонником девушки стал сюрреалист Джозеф Корнелл, известный своими поэтическими композициями из милых бесполезных вещиц. Деятельность Яёи Кусама в тот период не ограничивалась созданием скульптур из ткани и картин в горошек. Она строила инсталляции, делала коллажи и фотоколлажи, создавала экстравагантные модели одежды и даже сняла экспериментальный фильм. Но больше всего художница запомнилась своими перформансами, ставшими яркой частью протестной культуры бурных 60-х.
Она ходила по магазинам в шляпе, декорированной фаллосами, и с зонтом, украшенным внутри и снаружи искусственными цветами, организовывала “Фестивали тела”, на которых покрывала обнаженные тела своих друзей и приглашенных актеров «фирменными» цветными точками, устраивала публичные хэппенинги на Нью-Йоркской фондовой бирже и в Центральном парке Музея современного искусства, руководила постановочными гей-оргиями и создала наряд для первой однополой свадьбы в Нью-Йорке — платье, куда поместились оба «новобрачных». Главный лозунг художницы был в духе времени - Love forever . Видеозаписи и фото ее перформансов показывают счастливых хиппи, слившихся в любовном объятии, и миниатюрную японскую девушку в диковинном наряде, разрисовывающую их тела разными цветами.
Несмотря на внимание коллекционеров и широкую известность, финансового процветания в Америке Яёи Кусама так и не достигла. В 1973 году ее здоровье ухудшилось, и она вынуждена была вернуться в Японию, где лечилась от диффузного зоба и миомы матки. Впоследствии она была госпитализирована с неврозом навязчивых состояний. Больше 20 лет художница живет в кондоминиуме, переоборудованном под студию, в двух шагах от психиатрической лечебницы, где находится под постоянным наблюдением врачей.
В своей родной стране Яёи Кусама обрела известность как писательница-автор шокирующих висцеральных и сюрреалистичных книг, а ее роман The Hustlers Grotto on Christopher Street получил престижную литературную премию. За те годы, что художница жила вне Соединенных Штатов, многие из ее работ были утеряны или разрушены. Художницу порядком подзабыли. Но в конце прошлого века кураторы самых известных американских музеев решили возродить интерес к ее творчеству. В 1998–1999 годах выставки произведений Яёи Кусама прошли в Художественном музее округа Лос-Анджелес, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Центре искусств Уокера в Миннеаполисе и др. В 2006 году она стала первой японской женщиной, получившей Императорскую Премию (Praemium Imperiale) — награду, которая вручается деятелям искусства за их достижения, международное влияние, которое они оказали своим искусством, и духовное обогащение всего мирового сообщества. В 2009 году к ее 80-летию были приурочены персональные экспозиции в Сиднейском музее современного искусства, Gagosian Gallery, The Hayward Gallery и галерее Victoria Miro. После того, как работа Яёи Кусама «Абстракция № 2» 1959 года, принадлежавшая в свое время американскому художнику-минималисту Дональду Джадду, была продана на аукционе Christie’s за 5 794 500 долл., она стала самой дорогой из современных художниц.
материал целиком и полностью слизан у Анны Бандальер с сайта http://artpages.org.ua/palitra/yayoi-kusama-art-terapiya.html
|
Yayoi Kusama: Арт-терапия
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий